Слово об Иване Ефремове - ученом, мыслителе, писателе-фантасте

Экологический еженедельник"Спасение", 1994 год

Мы знаем полько малую часть природы… этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки, и все, что мы знаем , мы знаем благодаря мечтам мечтателей,  фантазеров и ученых поэтов…
В. И. ВЕРНАДСКИЙ
 

В мае 1989 года мне, автору первого кинофильма об Иване Ефремове, довелось совершить редкостное путешествие в далекое прошлое Земли, в эпоху существования гигантских ящеров-динозавров, бывших владык планеты...В бескрайнюю пустыню Гоби на палеонтологические раскопки, которые еще в конце 40-х годов начинал профессор Ефремов. В затерянном среди пустыне селении (аймаке) Булган-Сомоне, ночью, накануне предрассветного выезда на раскопки Тугрикин-Шире, я вышел посмотреть, как идет ремонт нашей машины, и взглянув вверх, застыл, пораженный видением звездного неба...Наверное, именно тогда я отчетливо понял, почему именно здесь, в одной из «самых страшных и сухих пустынь мира», у палеонтолога и путешественника, исследователя Центральной Азии Ивана Ефремова родился замысел романа о будущем «Туманность Андромеды», ставшего классикой мировой научной фантастики.

Еще в пору своей службы в военной авиации, куда я и многие мои сверстники ринулись, вдохновленные фантастикой Ефремова, мне посчастливилось попасть в дом к любимому писателю (тогда мало было известно, что он ученый, доктор наук) и вскоре получить он него письмо с ответами на вопросы и приглашением в будущем к себе. 

                                                                                       И.А.Ефремов, сан. "Узкое",  60-у годы

 

К несчастью, судьба распорядилась по-иному: незадолго до долгожданной поездки в Москву пришла скорбная весть... С тех самых пор исследование и распространение знаний о жизни и творчестве Ивана Антоновича стало для меня важнейшей целью. В середине 70-х годов, в архиве Пушкинского дома в Ленинграде, где хранится часть творческого наследия Ефремова, мне открылся целый океан мыслей, гипотез, раздумий о прошлом и будущем нашей неспокойной планеты - в тысячах писем к И.А.Ефремову буквально со всего света. Ему писали люди самых разных профессий и возраста - от школьника до академика.

Недавно, после просмотра созданного кинофильма «Откровение Ивана Ефремова» (это было в прибалтийском Калининграде), ко мне подошла пожилая женщина и спросила: «Как же так? Ученый, изучавший недра планеты, древний мир – и вдруг… космос, контакт с другими цивилизациями, идея Великого Кольца миров!»
В том тот-то и дело, что глубокое постижение истории эволюции Земли, изучение древних остатков органической жизни и размышления о загадках прошлого, позволили Ивану Ефремову увидеть в своей науке – палеонтологии окно в Космос, представить, как могла развиваться жизнь и  человеческая цивилизация не только на Земле, но и в необъятных просторах Вселенной.

В юности Иван Антонович (одновременно с окончанием экстерном средней школы) заканчивает Петроградские мореходные классы, получает диплом штурмана каботажного плавания. Он плавает матросом на Тихом океане, затем командует лоцманским катером на Каспии… В 1926 году он отправился в свою первую научную экспедицию и сделал первое научное открытие. В восемнадцать лет…Вместе с дипломом об окончании экстерном Горного института в середине 30-х годов он получает степень кандидата биологических наук (без защиты) за оригинальные исследования древнейших земноводных. Будучи геологом, он стер немало «белых пятен» на карте страны, обнаружил ценные месторождения полезных ископаемых. В знаменитое палеонтологической экспедиции в Монголию -в пустыне Гоби- ефремовской экспедицией было обнаружено крупнейшее в мире захоронение «костей дракона» — останков гигантских ящеров-динозавров. За создание тафономии — новой отрасли палеонтологии, объясняющей сложнейший механизм формирования геологической летописи, профессор Ефремов удостаивается Сталинской премии. Постепенно он становится одним из ведущих палеонтологов мира...

Спустя годы писатель-фантаст, обладавший феноменальной памятью и редкой наблюдательностью, напишет:   « Важнейшая сторона воспитания — это развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения. Притупление внимания к природе это, собственно, остановка развития человека, так как, разучаясь наблюдать, человек теряет способность обобщать».


Логическим продолжением знаменитой «Туманности Андромеды», принесшей Ефремову мировую известность, стал социально-философский роман «Час Быка», однако, за этот роман-предупреждение (уже после смерти И.А.Ефремова) имя писателя по указанию высших партийных идеологов на несколько лет было было предано забвению...

Обладая редчайшей интуицией, Ефремов еще в ноябре 1968 года писал друзьям: «...Я зарылся по уши в свой роман «Час Быка». После того, как чуть не отдал богу душу в прошлом году, никак не могу поправиться и веду жизнь почти индейского аскета, работаю медленно. А роман трудный. Там много вопросов сложных и колючих. Боюсь, что сейчас момент неблагоприятный для умствований на социальную тему, да еще с концепцией инферно... Закон Финнегана, точнее - его дальнейшее развитие в виде Стрелы Аримана («направленного зла» по Ефремову) будет лупить по самому хорошему...»
Знаменитый педагог В.А.Сухомлинский, получив от Ефремова в дар роман «Час Быка», написал ему восторженное письмо, в котором высоко оценил нравственное значение книг писателя-фантаста. Именно в романе «Час Быка» Ефремов, раскрывая  - устами одного из героев - суть борьбы за выход из глубокого инферно в условиях тоталитарного режима, говорит:
«Природа, в которой мы живем и частью которой мы являемся, формировалась сотни миллионов лет, через историческую смену уравновешенных систем... Нам нельзя играть с природой, которая миллиарды лет играет сама наугад, ибо это — ее метод, подмеченный еще семь тысячелетий назад в древней Индии и названный Раша-Лила — божественная игра... Лишь соединение всех сторон человеческого познания помогло нам подняться выше этой игры... Когда человек неумело проявляет мнимую власть над природой, он разрушает внутреннюю гармонию, добытую ценой квадрильонов  жертв на алтаре жизни. Один ученый сказал: «Когда мы поймем, что васильки и пшеница составляют единство, тогда мы возьмем наследие природы в добрые, понимающие ладони». Наука будущего должна стать не верой, а моралью общества. Мне кажется, главным недостатком вашей науки является небрежение к человеку».

Убежден, что одна из несомненных заслуг Ивана Ефремова в том, что он в своем художественном творчестве сумел отразить суть ноосферной концепции великого В.И.Вернадского. В ноосфере, писал Ефремов, все мечты, догадки, творческое воображение художников, поэтов, мыслителей всех веков и народов. Сейчас, когда наша цивилизация, как никогда, пожалуй, близка к глобальному экологическому и нравственному кризису, нельзя забывать сказанное в том же «Часе Быка»:
«...Пока природа держит нас в безвыходности инферно, в то же время поднимая из него эволюцией, она идет сатанинским путем безжалостной жестокости. И когда мы призываем к возвращению в природу, ко всем ее чудесным приманкам красоты и лживой свободы, мы забываем, что под каждым, слышите, каждым цветком скрывается змея. И мы становимся служителями Сатаны, если пользоваться этим древним образом. Но бросаясь в другую крайность, мы забываем, что человек — часть природы. Он должен иметь ее вокруг себя и не нарушать ее природной структуры, иначе потеряет все, став безымянным механизмом, способным на любое сатанинское действие. К истине можно пройти по острию между этими двумя ложными путями...»

       Современникам навсегда запомнился образ Ивана Ефремова — могучего, уравновешенного, независимого в мыслях и поступках, знающего истинную цену слова, всегда готового поделиться своими необозримыми и точными познаниями... В новом кинофильме известный философ В.Н.Сагатовский говорит об И.А.  Ефремове слова, которыми бы хотелось завершить эту статью.
  —
Иван Антонович Ефремов принадлежит к числу очень редких в истории человечества личностей, которые воистину обладали талантом целостного, синтетического взгляда на мир. И здесь он, конечно, человек нашей, отечественной культуры, потому что целостность, всеединство, умение понять другой народ, другую культуру — это черты нашей национальной культуры...Человек у Ефремова не заброшен в этот мир, он укоренен в эволюции Космоса. Ефремов мечтает о такой культуре, которая объединит в себе энергичную экстравертивность Запада и самоуглубленность, вдумчивую интровертивность Востока...Разные есть фантасты. Есть талантливые фантасты-аналитики. Есть фантасты, предостерегающие мир в антиутопиях. Но вот такой фантаст, который попытался бы в идее синтеза показать в будущем идеал объединения всего лучшего, что создано в разных культурах человечества и в самом человеке, — вот это Ефремов. И сейчас, на пороге XXI века, когда мы стоим перед альтернативой, выживет ли человечество, решит ли оно свои глобальные проблемы, вот такой целостный взгляд на мир нам сейчас очень нужен...

 М.ЛИСТОВ