Журнал «Май», 1997
10-12 октября 1997 года в Научном центре РАН - г. Пущино Московской области - прошел 1-й Международный симпозиум «Иван Ефремов - ученый, мыслитель, писатель. Взгляд в третье тысячелетие. Предвидения и прогнозы.» Основная цель симпозиума: всестороннее осмысление творческого наследия И Ефремова и отражение его глубинной связи с самыми насущными проблема; современности.
Для участия в симпозиуме были приглашены российские и зарубежные ученые, педагоги и врачи, экологи, экономисты, представители космического и военного ведомств, юристы, журналисты, деятели культуры и искусства - те, кому: близки мысли и мироощущение И. Ефремова, его беспокойство о будущем нашей планеты.
На пленарных заседаниях с большим интересом были заслушаны академиков Сагатовского В.Н., Казютинского В.В., Шевелухи В.С, д.б.н. Чудинова П.К., депутатов Государственной Думы РФ Савельева Н.Н. и Смолина О.Г к.ф.л. Михайловой Л.Г., воспоминания сына писателя Аллана Ефремова, журналиста
Юрия Медведева, творческий отчет педагогов и учащихся гимназий Сарова и другие сообщения и
доклады...

 

Мстислав ЛИСТОВ
ПРИШЕЛЕЦ ИЗ БУДУЩЕГО

«Человек - та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Самое главное - найти в человеке все, что ему нужно теперь же, не откладывая этого на сотни лет в будущее и не апеллируя к высшим существам из космоса...» - писал Иван Ефремов, выдающийся ученый, мыслитель, писатель-фантаст. «В прирожденных особенностях – объяснение разности людей - эта разность усиливается средой обитания, которую сам человек тоже изменяет, реагируя на нее не одинаково, а соответственно врожденным способностям, - размышлял он в переписке с юным другом. - Разумеется, что немалое значение имеет случай, и то, что мы зовем судьбой, а что на самом деле является на 75% социальной обстановкой, в которой воспитывается человек. В этом главная трудность создания хорошего общественного устройства... Важнейшее достоинство юного возраста - это ощущение безграничности жизни... Поэтому юность может безрассудно тратить силы и время на собирание крох красивых ощущений, предаваться сильнейшим переживаниям по поводу того, что неромантическим людям покажется форменным пустяком. Но так и нужно как же иначе, как сорвать свой венок, как вырвать красоту из тягучей и не всегда удачной жизни, как получить к пожилому возрасту драгоценный опыт правильного выбора людей, поступков и вещей? Опыт, впоследствии заменяющий столько сил, что и без юной энергии можно жить помолодому, - ведь в этом и есть секрет нестареющих душ...» Откровения замечательного фантаста, рассыпанные на страницах его писем и книг, помогли в жизни великому множеству людей обрести свой идеал, выстоять в самых сложных ситуациях, и особенно, молодежи... Воспитательное значение его книг огромно...

 

 

Н.В. Бойко
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ И.А. ЕФРЕМОВА

На мой взгляд процесс познания каждой личности достaтoчно многocлоен, тем более такой неординарной, талантливой, в разных сферах человеческой деятельности, как И.А.Ефремов.
Первое место занимают его литературные произведения, которые являются непосредственным и достоверным источником авторского мировоззрения и к которому можно обращаться неоднократно. Они лишены толкований доброжелательной и недоброжелательной критики или попыток «анатомировать» произведения писателя.
Другим важнейшим источником являются воспоминания родных и близких, сотрудников и сослуживцев Ивана Антоновича, тех, кто его хорошо знал, сохраняющих частицы его
души...

 

П.К. Чудинов
ШТРИХИ К БИОГРАФИИ И.А.ЕФРЕМОВА

Иван Антонович, по его собственным словам, прежде всего был ученым. Однако его широкая, поистине мировая известность связана с литературой. И в науке и в литературе он был открывателем новых направлений, в частности, тафономии - учения о закономерностях сохранения в геологической летописи остатков животных и растений. Эта область знаний занимает пограничное положение между геологией и биологией.
В литературе он известен как выдающийся писатель-фантаст.
Его именем названо много вымерших животных, назван новый минерал - ефремовит, названа одна из малых планет Солнечной системы Ефремиана, утверждена литературная премия по научной фантастике, существуют клубы научной фантастики его имени. Уже двадцать лет проводятся ефремовские вечера и чтения. О его научном и литературном творчестве созданы кинофильмы и написаны диссертации.
Его произведения опубликованы на многих языках, и только в бывшем СССР и нынешней России издавались более 400 раз тиражом около 27 миллионов экземпляров, не считая дальнего и ближнего зарубежья. Им написано около 200 научных работ: от статей и рецензий до фундаментальных научных
монографий...

 

 


Л.Г. Михайлова
ПЕРЕПИСКА ИВАНА ЕФРЕМОВА С ЗАРУБЕЖНЫМИ ФАНТАСТАМИ


Ни один значительный ученый или художник, даже самый оригинальный и самобытный, просто не может остаться в стороне от течения культурной жизни. Наступает момент, когда ищущая мысль тянется через границы к автору - источнику заинтересовавшей книги или статьи, завязываются удивительные знакомства. И хотя англичане и говорят, что нет ничего печальнее дружбы, «скрепленной клеем почтовых марок», все зависит от того, с какой стороны оценивать переписку. Если как путь к встрече, которая все никак не осуществится, хотя корреспонденты сроднились душой и были бы рады побеседовать у камелька, - то, вероятно, пословица права. Если же как установление мысленного контакта, - то можно считать, что встреча вполне состоялась. Голоса в пространстве находят друг друга и доносят до нас ответы, хотя подчас мы не можем услышать самого вопроса - в семье хранятся лишь пришедшие в ответ письма, а отосланные по большей части либо вовсе не имели черновиков, либо те оказались утеряны.
 Каковы же были встречи с И.А.Ефремовым его зарубежных корреспондентов - фантастов, переводчиков фантастики и
издателей?..

 


Тарас Олесницкuй, Ольга Олесницкая
САРОВ, Гимназия №15

МОЕ ПОНИМАНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЕФРЕМОВA


Наш доклад называется «Мое понимание творчества Ефремова» потому, что невозможно свести многогранное творчество писателя в одно представление о нем. Мы можем получить только догму, создающую стереотип автора, но не дающую ничего для конкретного человека. Так в учебнике литературы пишут скучную однобокую биографию Бунина вместо того, чтобы поместить там его автобиографическую заметку, написанную интересно, со вкусом и, конечно, более достоверно, чем это могли сделать его биографы.
Понимать же Ефремова можно совершенно по-разному, о чем свидетельствуют выступления учеников нашей гимназии и всех участников симпозиума.
Булат Окуджава писал:

Каждый пишеm, что он слышиm,
Каждый слышит, как он дышиm,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить

Эти слова в полной мере относятся к Ефремову. Мы можем только догадываться, какова была цель Ефремова, когда он писал свои рассказы, научно-фантастические и исторические романы...

 

Кушнир Андрей, Страбыкин Кирилл

ИДЕИ ЕФРЕМОВА И СОВРЕМЕННОСТЬ


В нашем докладе мы попытаемся выяснить, чем может быть интересен ученый-палеонтолог и всемирно известный писатель И.А. Ефремов современному молодому поколению, то есть нам.
Конечно же, своими произведениями, ведь именно из них большинство людей узнавали и узнают об идеях Ефремова. Мы условно разделяем их на две группы: произведения, в которых Ефремов выдвигает свои идеи о взаимоотношениях внутри общества, и произведения, в которых Ефремов показывает путь какого-нибудь открытия. Остановимся подробней на второй группе произведений. Большую ее часть составляют рассказы. В некоторых рассказах Ефремов выдвигает серьезные научные гипотезы. И среди них существуют гипотезы, которые уже подтвердились. Например: существование алмазов в Якутии и месторождений ртути на Алтае, идея голографии, которую он подсказал профессору Денисюку. Не означает ли это, что они уже утратили свою ценность для читателя? Нет, ведь произведения Ефремова, кроме своей научной ценности, безусловно, имеют и художественную ценность. Эти рассказы построены таким образом, что читатель проходит весь путь с главным героем, становясь при этом как бы соавтором открытия. Причем это открытие является не просто везением, а итогом долгой и упорной работы, то есть, как это чаще всего и бывает в жизни, любому открытию предшествует долгий и упорный
труд...


 

Алексашкuна Ирина, Бутнева Анна,Кислинекая Ольга, Кудашева Светлана, Савлова Мария

НАШЕ ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЕФРЕМОВА


 Почему понимание прекрасного имеет столь важное для человека значение? Древняя японская поговорка гласит: «Красавица - это меч, разрубающий жизнь». Ей вторит среднеазиатская загадка: «Что заставляет злого быть самым злым, доброго - самым добрым, смелого - самым смелым?» И ответ ее прост: «Красота!» В чем же величайшая сила красоты? И что есть красота?
Иван Ефремов вводит понятие анатомической красоты. суть ее такова. В нашей и в вашей генетической памяти заложена одна удивительная способность: способность к выживанию. С течением времени в результате естественного отбора выживали более сильные и приспособленные люди. Они жили в гармонии с природой, развивались по ее законам. Нельзя не видеть, что сейчас современный человек оторван от природы. Мало того, что он окружает себя механизмами, позволяющими вообще не соприкасаться с природой (так прогулку на велосипеде заменяет  велотренажер, отдых на берегy реки - солярий), но и живую природу заменяет искусственной. Свои дома мы украшаем искусственными цветами и домашними животными, которые не требуют ухода. Во всем мире сейчас популярна игрушка Тамагочи. Вы, наверное, знаете, что это электронное животное, которое с помощью кнопок можно кормить, выгyливать, если за ним не ухаживать, оно умирает, и его можно заменить на новое. Но стоит только нам вдохнуть воздух, запах розы, в нас просыпается память единения с
природой...

 

Илья Андреев

КРАСОТА СПАСЕТ МИР?


«Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?
Была ли ты? Есть или нет?
Омут... Стремнина... Головокруженье...
Бездна... Безумье... Бред...


Все неразумно, необычайно...
Взмахи побед и разрух...
Мысль замирает пред вещею тайной,
И ужасается дух».


Это о России сказал Максимилиан Волошин. Однако, мне кажется, слова эти как нельзя лучше говорят о тайне каждого человека: тайне смысла его существования, над которой бились люди на протяжении многих веков...


КРАСОТА КАК ВЫСШИЙ СМЫСЛ БЫТИЯ
(Парадоксы феномена И.Ефремова)

К И.Ефремову-писателю прочно прилип ярлык «популяризатора» научных знаний. Он и сам журнальными публикациями дал толчок к такому пониманию своего Творчества. Однако на деле переход И.Ефремова от теоретических изысканий к художественному творчеству вовсе не является переходом к популяризаторству. И не внешние причины, не только тягак литературе привели И.Ефремова к тому, что в зрелом возрасте, в апогее научной славы он целиком отдается писательству.
Ученый с многосторонними интересами, Иван Антонович Ефремов понимает, что в двадцатом веке науки о человеке значительно отстают от наук естественных. Одновременно с этим интуитивно, неосознанно он делает открытие, к которому «чистыe философы» придут позже, а именно, что человека в его целостности нельзя изучить только научным путем, что многие грани человеческого в человеке подвластны лишь художественному исследованию.
Переход И.Ефремова к художественному творчеству - это переход от одних форм исследования к другим, «на путь разума через фантазию», переход от одних наук к другим: от геологии и палеонтологии к эстетике, философии, психологии - к наукам, которые практически разъединены, хотя и должны быть слиты в одну науку - человековедение. Именно художественное слово способно преодолеть их разобщенность, исследовать человека на стыке этих
наук...

 

 

Леонид Акопов
ПОЭЗИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А.ЕФРЕМОВА


Кто, смотря, увидал Мировое Кольцо,
Обвенчался душой с Бесконечностью. "
  Константин Бальмонт

В 1919 году Николай Гумилев написал вещие строки:
Еще не наступил рассвет,
Ни ночи нет, ни утра нет.
И в небе за звездой звезда
Истаивает навсегда.

Вполне вероятно, что их автор раньше, чем двенадцатилетний в ту пору Ваня Ефремов, мог прочесть в старом русско-китайском словаре епископа Иннокентия, изданном в Пекине в 1909 ГОДУ, странные слова: "Ди пхи юй чхоу. Земля рождена в Час Быка (ниаче Демона, два часа ночи)". Те  самые, которые впоследствии ученый и писатель Иван Антонович Ефремов поставил эпиграфом к своему знаменитому роману. Примечательно, что уже в довольно зрелом возрасте Ефремов называл Гумилева в числе   своих самых любимых поэтов, наряду с Пушкиным, Буниным и Волошиным. Это, в частности, наглядно подтверждается и тем, что 2-ю главу романа "Час Быка" открывают строки, с которых начинается песнь вторая поэмы Гумилева "Открытие Америки", а именно...

 

 

Г.И. Казакевич
КОСМОС, РАЗУМ, КРАСОТА: НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМЫ, ИССЛЕДОВАННЫЕ И.А. ЕФРЕМОВЫМ
Один из важнейших мотивов в творчестве Ефремова - открытие Мира, расширение горизонтов: в «Таис Афинской» и «На краю Ойкумены» - от  маленькой страны до границ обитаемого мира, в «Туманности Андромеды» - до границ Вселенной, в «Лезвии бритвы» - до глубин человеческой психики, и даже в «Часе Быка» - до той бездны, в которую может  попасть обезумевший разум. И это не просто открытие мира - это поиск  гармонии и красоты - в тех  мирах, где возможно ее отыскать. Как ученый - палеонтолог, знающий сложный путъ развития жизни и ее приспособления к окружающему враждебному миру, И.А.Ефремов формулирует  и обосновывает критерий красоты человека: красота - это наивысшая  целесообразность...

 

 

Г.В Брандт, А.В. Доронин, Д.Ю. Козлов, В.И. Ненароков
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ КРАСОТЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ в ТВОРЧЕСТВЕ И.А.ЕФРЕМОВА И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ БИОНИКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ И ЭНЕРГОАКТИВНОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 111 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

               1

Жизнь и творчество И.А.Ефремова тесно связано с исследованиями труднодоступных и отдаленных регионов с неблагоприятными климатическими условиями, являющимися экстремальными, а подчас и критическими, для выживания человека. Это относится как к геологическим и палеонтологическим экспедициям самого писателя, так и к сюжетам большинства его рассказов и романов. Грандиозная панорама космических полетов будущего, очерченная Ефремовым в его знаменитой космической трилогии «Туманность Андромеды», «Сердце змеи» и «Час Быка», несмотря на некоторые спорные с современной точки зрения технические подробности, указывает на несоизмеримые масштабы тобой сколь угодно развитой человеческой цивилизации и безбрежного величия Вселенной. Четверть века реальных космических исследований, прошедшие со времени смерти писателя, только подтверждают его предвидение.
  Одним из условий для облегчения проникновения человека в экстремальные области Земли и Космоса, по мнению И.А.Ефремова, могло бы стать приближение техники земной цивилизации к «технике природы», но  не через возвращение к «естественному состоянию», а путем развития Знания и Сознания человека и человечества в целом. Картины нашей планеты в отдаленном будущем представлялись писателю гармоническим синтезом высокой в техническом смысле цивилизации и сохраненной, преумноженной и «облагороженной» природы.
В те же годы, когда И.А.Ефремов работал над своими главными романами, в СССР возникло новое архитектурное направление, названное его основателем Ю.С.Лебедевым «архитектурной бионикой» по аналогии сбурно развивавшейся в те годы бионикой технической [1].

Ю.Д. Железнов

ЛИЧНОСТНАЯ ОСНОВА ТВОРЧЕСТВА И. ЕФРЕМОВА – УСТРЕМЛЕННОСТЬ К ГАРМОНИИ  ДУШИ, РАЗУМА И МАТЕРИИ


В чем это нашло свое выражение?


1. Мировоззренческая позиция И.Ефремова - восприятие Вселенной как целостной системы Природы, развивающейся по законам универсальной эволюции и включающей в себя подсистемы Личности, Общества,
Ноосферы и Космоса.


2. Принятый в его творчестве способ познания бытия включает целостность его восприятия в материальном, осознаваемом и духовном выражении при рассмотрении всех объектов эволюции мироздания.


3. Формы представления результатов творческого продвижения к постижению сущности бытия в соответствии с восхождением мироощущения И.Ефремова имели четко выраженные этапы:


а) практическая палеонтология;

б) научное обобщение;

в) художественное литературное представление.

В этом секрет универсальности его творчества по глубине постижения и способности его быть воспринятым читателем.

 


Г.С.Хозин

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И.А.ЕФРЕМОВА И БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
(Философско-политический аспект)


В своем философском романе "Час Быка" И.А. Ефремов обращается к пpоблемам будущего земной цивилизации. Но как ученый и мыслитель он не может в этой связи не оглянуться на историю человечества, не сделать выводов из прошлого. Вот, что он пишет: "Самым важным считалось изучение идейных ошибок и неверного направления социальной организации на тех ступенях развития общества, когда наука дала возможность управлять судьбой народов и стран сперва лишь в малой степени, а затем полностью. История людей Земли сравнивалась со множеством других цивилизаций на далеких мирах Великого Кольца". И.А. Ефремов обращает особое внимание на непонятную, трудно объяснимую психологию людей в трудные эпохи перехода от низших общественных форм к высшим. Он считает исторической аномалией хорошо знакомую нашим современникам ситуацию, когда вера в благородство и честность человека, всего светлое будущее "разъедалась нагромождением лжи, бессмысленной жестокости и страха. Сомнения обезоруживали борцов за преобразование мира или делали людей равнодушными ко всему, ленивыми циниками. Как понять чудовищные массовые психозы в конце ЭРМ Эры Разобщенного Мира, приводившие к уничтожению культуры и избиению лучших?" Время, в которое мы живем можно с достаточными основаниями причислить к такому переходному периоду...

 

Н. Савельев

ПРЕДВИДЕНИЯ ИВАНА ЕФРЕМОВА В ДИАЛЕКТИКЕ МИРОВОЙ ВAЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

Счастье писателя, художника, поэта в том, что для них нет понятия  преклонного возраста.
Любимые нами, они - всегда наши сверстники и именно поэтому нам  так легко и радостно сегодня говорить о творчестве И.А. Ефремова. Наше настоящее нельзя рассматривать без прошлого.
Без понимания различия в категориях социализм и лжесоциализм.
Светлая «Туманность Андромеды» и темный «Час Быка» - они связаны  с конкретными этапами жизни И.А.Ефремова.
К началу 1980-х гг. наше общество все больше и больше потребляло дозированной информации, дозированной культуры, дозированных знаний. И люди устали от жизни по отдельным цитатам под всевидящей опекой власти.
Как будто прочитав его предупреждение, те, кто были «наверху» в начале 1990-х гг., быстро разменяли власть на деньги, но, утвердив власть денег, так и остались у
власти...