Где искать самолет Леваневского?

                           Маршрут экипажа Н-209

Идею беспосадочного перелета через Северный Полюс в Америку первым в январе 1935 года высказал Сигизмунд Леваневский. Морской летчик в Севастополе, начальник Всеукраинской авиашколы Осоавиахима в Полтаве, затем осваивал воздушные трассы Сибири и Дальнего Востока. За участие в спасении челюскинцев в 1934 г получил звание Героя Советского Союза, войдя в семерку первых Героев. Попав в обледенение и после вынужденной посадки на лед оставшись без самолета, Леваневский не смог вывезти со льдины ни одного человека. Звание Героя стремился оправдать, совершив перелет через Северный Полюс .
В 1933 году  в ЦАГИ было построено два самолета АНТ-25 РД (рекорд дальности) конструкции А.Н. Туполева с мотором М-34Р А. Микулина. В 1934 году  Михаил Громов на АНТ-25 установил мировой рекорд дальности, пробыв в воздухе 75 часов. Экипажи Громова и Юмашева готовили АНТ- 25 для побития мирового рекорда дальности по сложному  маршруту. Но Леваневский раньше их получил разрешение вождя на полет через Полюс на этом самолете. Несмотря на заключение О.Ю. Шмидта о вероятности удачи полета через Полюс равной половине и вероятности помощи экипажу  в случае аварии близкой к нулю, подготовка к полету продолжалась.
3 августа 1935 г летчики С. Леваневский, Г. Байдуков и штурман В. Левченко вылетели на АНТ-25 из Москвы через Северный Полюс в Америку. Однако через 10 часов полета, над Баренцовым морем, был обнаружен выброс масла из суфлера. Перелет был прерван. Леваневский "забраковал" АНТ- 25 для трансполярного перелета.
Г.Ф. Байдуков и А.Н. Туполев отстояли самолеты РД. После соответствующих доработок самолетов и моторов  в 1936 -1937 годах на АНТ-25 были совершены беспосадочный перелет над Северным Ледовитым океаном на Дальний Восток экипажем В. Чкалова и рекордные перелеты через Северный Полюс в Америку экипажами В.Чкалова и М. Громова.

12 августа 1937 года, в 18 ч 15 мин, из Щелково через Северный Полюс в Америку стартовал экипаж С.Леваневского на четырехмоторном самолете ДБ-А Н-209 конструкции В.Ф. Болховитинова с моторами М-34РН. Построенный в 1935 г на заводе №22 в Филях (ныне завод им. М.В. Хруничева), самолет не был доведен, лететь на нем через Полюс было нельзя, считал его конструктор. Перелет готовился спешно, в течение 2-х месяцев. Вместо тренировочного полета в высоких широтах с расчетной продолжительностью 30 час, был выполнен 10 часовый полет на юг. В Арктике зарождался циклон, но откладывать перелет никто не решился. Байдуков, провожавший экипаж, пишет, что уверенности в успехе у экипажа не было, «…это было печальное расставание». Леваневский перед вылетом сказал, что они пойдут до конца.

13 августа в 13 час 32 мин, через 19,5 часов полета, Н-209 прошел Полюс с большим отставанием от графика и перерасходом топлива, идя над облаками на «потолке» 6000 м при встречном ветре до 100 км/час в условиях циклона. Через 52 мин после Полюса - поступило сообщение об отказе 4-го мотора из-за порчи маслопровода, снижении в сплошную облачность. Отрывочные радиограммы «РЛ» принимались в этот день еще в течение нескольких часов. Самолет в Фербенкс на Аляске не прилетел. Одни считали, что самолет вскоре обледенел и разбился. Другие, что утонул на шельфе у берегов Аляски. А.В. Беляков писал в «Правде», что экипаж Н-209 совершил вынужденную посадку и ожидает помощи. Невнятные радиограммы на частотах «РЛ» (позывной экипажа) принимались в различных точках СССР и Земли в течение полутора месяцев. Масштабные поиски со стороны Аляски и в Западном секторе Арктики до глубокой осени, как и многолетние поиски самолета Леваневского у берегов Аляски, оказались безрезультатными. Память погибшего экипажа – Сигизмунда Леваневского, Николая Кастанаева, Виктора Левченко, Георгия Побежимова, Николая Годовикова, Николая Галковского увековечивалась в названиях островов, поселков, улиц.

 

В 1986 году  мне довелось участвовать в подготовке и проведении экспедиции газеты «Советская Россия» по проверке версии посадки самолета Леваневского на озере Себян-Кюэль в горах Якутии. Летели в Якутск с экипажем Ю.В. Курлина на Ан-12 фирмы Антонова с москвичами ( С.Степунина, супруги Муравьевы) и уфимцами ( Чванов, Лобанов, Мулдашев и др.), далее вертолетом. Работали с подводной видеокамерой, глубина 80 м. Пришли к выводу, что самолета Н-209 в озере Себян-Кюэль нет.
Да и не мог он туда долететь, т. к. после отказа мотора Н-209 лишился возможности добраться и до берегов Аляски на оставшемся топливе в условиях циклона. Это подтверждают и расчеты Н.В. Якубовича, заместителя главного редактора журнала «Крылья Родины».

На Аляске в тот день, 13 августа, приняли более полную радиограмму №19 об отказе мотора, с окончанием шифром - «посадку будем делать в 34 00 Леваневский». Как поняли позже, «34» -квадрат на метеокарте Канадского архипелага, «00» - расчетное время окончания топлива, 30-й час полета.
Экипаж Н-209, судя по сообщениям, принял единственно возможное в сложившейся ситуации решение: повернуть к ближайшей американской суше – Канадскому архипелагу и продолжать полет над островами, с возможностью именно приземления (не на лед или на воду) по выработке топлива или по отказу других моторов. Второй раз пути назад у Леваневского не было, шёл 1937 год. Был опыт вынужденной посадки АНТ-25 В.Чкаловым на острове Удд в Приморье.
На окраине Якутска мы разыскали домик бывшего начальника якутской радиостанции Ф.М. Пилясова. Он сообщил, что 13.08.37 ими была принята радиограмма «РЛ»: «Иду на двух, пришлось снизиться, впереди вижу ледяные горы». Почему-то она не вошла в официальные сообщения.
Эта радиограмма и координата «83-й градус», принятая дважды (14 августа 37г, радист Соловей в Якутске, и 30 сентября 1937 года на пароходе «Батум» в Охотском море) – ключи к разгадке тайны Н-209. Покрытые ледниками горы (высотой до 2900 м) на широте 83 градуса есть только на острове Элсмир Канадского архипелага. Считаю, что для самолета Леваневского, идущего на двух моторах (потолок 2000 м), они оказались препятствием и он совершил вынужденную посадку на самом северном острове Канадского архипелага – Элсмир. Это район с координатами  83 гр СШ, 76 гр ЗД. И сели они на берегу одного из заливов, скорее всего самого крупного– Мак-Клинток (длина 50 км, ширина 5- 6 км). Посадка Н-209 (посадочная скорость 80 км/ч) возможна со льда на берег, в местах впадения в залив речек или ручьев, вероятнее в северной части залива, где дольше держится лед. Безжизненные места.  

     увеличить

Минимум полтора месяца экипаж Н-209 ожидал помощи, но там их не искали. Вероятно, с приближением полярной зимы экипаж предпочел гибели от холода и голода попытку взлета, починив маслопровод и возможные повреждения при посадке. Но, повидимому, полосы для взлета не хватило и самолет упал в воду залива. По свидетельству Байдукова, ДБ-А не имел достаточных запасов продольной устойчивости. На суше Н-209 нет: Арктика хорошо отснята с воздуха и спутников. У берегов Гренландии позднее были найдены доски с надписью «август 1937г». На берегу залива, на месте стоянки Н-209, должно оставаться под снегом или льдом лишнее «железо», снятое с борта для облегчения перед взлетом. Возможен какой-то знак.

Версию поворота к Канадскому архипелагу и посадки самолета Леваневского на одном из его островов, также выдвигают журналист из Магадана Михаил Ильвес, собкор газеты «Воздушный транспорт», и Рональд Ширдаун, полярный летчик из Анкориджа, член «Клуба Исследователей» (США). В августе 1999 г с Ширдауном и его коллегами мы летали на Ан-2 на побережье Аляски. В заливе Кэмден-Бей исследовали место на шельфе, где ранее было получено изображение «фюзеляжа», оказавшегося остатком китобойной шхуны. Рональд Ширдаун, летая на Ан-2 через Элсмир и Сев. Полюс на Шпицберген, считает, что посадка Н-209 на Мак-Клинтоке возможна. Ширдаун планирует поиск следов Н-209 на острове Элсмир. Ранее он встречался с Г. Байдуковым, М. Ильвесом. Ю. Сальниковым.
Владимир Чуков, руководитель Экспедиционного центра «Арктика» при РГО НАН РФ, по ходу экспедиции «Полярное кольцо» на вездеходах через Северный Полюс к побережью Канады летом 2006 г, планирует исследовать возможные для посадки Н-209 места на берегах залива Мак-Клинток на Элсмире. Не решен пока вопрос финансирования экспедиции.

Глубоко убежден, что "Аляскинская" версия бесперспективна. Необходима специальная экспедиция по проверке версии посадки самолета Леваневского на острове Элсмир. Нужны энтузиасты – полярники и авиаторы. Требуются средства и оборудование, серьезная подготовка. Соображения и материалы по версии в марте 2004 г ода я направил президенту Общества полярников РФ, депутату Государственной  Думы РФ А.Н. Чилингарову. Ответа, к сожалению, пока нет. Арктика продолжает хранить тайну исчезновения самолета Леваневского.

В. Елецкий,
ведущий инженер Запорожского ГП «Ивченко-Прогресс»

 Слева направо: Президент Фонда "Мир Сент-Экзюпери" М.Листов, военный штурман З.Айвазян, американские лётчики Уолтер Курильчик и Алоиз Пастор