Валентина ГРИЗОДУБОВА (1910-1993)

Человек, которого касалось всё!

       Она оставила яркий след в истории. В середине 30-х годов прославила страну мировыми достижениями в авиации. После сверхдальнего беспосадочного перелета из Москвы на Дальний Восток в качестве командира женского экипажа самолета «Родина» (штурман - М.Раскова, 2-й пилот - П.Осипенко) первой из женщин была удостоена звания Героя Советского Союза.

Возглавив перед войной Управление международных воздушных линий СССР,  проявила себя талантливым организатором, открыв первые регулярные авиарейсы в страны Европы.

В тяжелые годы войны она стала единственной в мире женщиной, командовавшей мужским, гвардейским, авиационным полком Дальней авиации. Лично совершила около 200 боевых вылетов в глубокий тыл противника, в том числе на обеспечение партизанских соединений Ковпака, Сабурова, Бегмы, Федорова и других - с ночными посадками на партизанских площадках. Полк гвардии полковника Гризодубовой вывез из тыла фашистов 4 тысячи детей.

Одновременно, Валентина Степановна избирается первым председателем Антифашистского Комитета советских женщин и членом Чрезвычайной  Государственной комиссии по расследованию преступлений гитлеровцев на территории СССР. С 1937 по 1946 она - депутат Верховного Совета страны первого созыва.

В послевоенные годы её государственный ум и воля проявляются в новом деле – организации уникального Научно-исследовательского летно-испытательного центра, что позволило в короткие сроки создать и оснастить авиацию современными радиоэлектронными системами, поднять обороноспособность страны на должную высоту.

В 1986 году ее труд был отмечен  второй Золотой звездой героя.

Поистине всенародное уважение эта статная и красивая женщина завоевала своим гражданским бесстрашием и редкостным человеческим участием, добиваясь освобождения и возвращения к семьям, к активной работе, несправедливо репрессированных людей, среди которых был Главный конструктор ракетно-космических систем, академик С.П. Королев и многие другие.

 

                  ВАЛЕНТИНА СТЕПАНОВНА ГРИЗОДУБОВА

Она не то чтобы забыта: ее удивительная жизнь в главных вехах известна, о ней созданы фильмы, есть немало статей в прессе. Что на самом деле утрачивается, - масштаб содержания и героизма этой жизни. Дух эпохи выветривается усилиями "борцов с коммунистическим наследием и тоталитаризмом". Молодежь, воспитываемая в пренебрежении к одному из грандиознейших и трагичнейших периодов русской истории, судя по опросам, о Гризодубовой не знает, как не знает и о многих других. И иссякает героическое в жизни поколения, восхищающегося псевдогеройством персонажей американских боевиков...
Вот уже несколько лет после ухода Валентины Степановны существует общественная Комиссия по увековечиванию ее имени.

В Комиссию вошли космонавты, известные летчики, видные общественные деятели и деятели культуры. Возглавляет её, в прошлом военный летчик, принимавший участие в боевых действиях на Ближнем Востоке в 1973 году, позже - летчик-испытатель, карьера которого на этом поприще прервалась в связи с бездумным свертыванием работ по совершенствованию отечественного космического челнока, в результате чего мы теперь летаем на американских "шаттлах". Кроме того, он известный журналист, автор нескольких традио,теле- и кинофильмов и книг. Долгие годы он был рядом с Гризодубовой и бережно хранит все, что относится к ее жизни.

Валентина Степановна Гризодубова - наша национальная гордость, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, летчик от Бога. Ее подвиги гремели на весь мир. К тому же, она была одной из обаятельнейших женщин своего времени, богато одаренной натурой, обладала великодушным и сострадательным сердцем и неизменно показывала себя - как это ни трудно порой оказывалось - человеком чести. Время уносит тех, кто был ей близок. Из ветеранов 101-го авиаполка, которым она командовала во время войны, осталось несколько человек, из самых близких - летчиков, штурманов, летавших с ней, - не осталось почти никого...
Она родилась в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 года. Ее отец, Степан Васильевич Гризодубов, авиаконструктор, изобретатель, летчик, стоял у истоков авиастроения в России. Он создал несколько типов летательных аппаратов, причем и моторы к ним,также, - всё  создавал своими руками и сам испытывал. В два с половиной года, привязанная к отцу за его спиной ремнями, Валя Гризодубова впервые поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского ипподрома.
Биография ее поистине головокружительна. Школа ОСОВИАХИМа, летчик-инструктор, летчица Особой сводной агитэскадрильи имени Максима Горького, организатор и руководитель знаменитого беспосадочного перелета Москва - Дальний Восток, установившего мировой рекорд дальности, за что и была она удостоена звания Героя Советского Союза. Далее - начальник Управления международных воздушных линий СССР, в годы великой Отечественной войны- командир 101-го гвардейского, авиационного, бомбардировочного полка дальнего действия, гвардии полковник. Первый председатель Антифашистского Комитета советских женщин. Маршал авиации Новиков после войны предлагал ей взять дивизию - она отказалась: "Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду". Вместо этого, она после войны добилась создания уникального научно-исследовательского летно-испытательного центра (НИЛИЦ), где разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника - по сути, закладывалась основа нашей всепогодной, ракетоносной, реактивной авиации. С того времени о Гризодубовой слышно мало - она стала "закрытой" личностью, хотя и оставалась неизменно во главе крупнейших дел и получила звезду Героя Социалистического Труда. Она была депутатом Верховного Совета СССР первого созыва в 1937-1946 годах и далее избиралась в местные органы власти...

Слава Гризодубовой, кроме военной, связана в основном с легендарным беспосадочным перелетом Москва - Дальний Восток. Экипаж в составе Валентины Гризодубовой (командир), капитана Полины Осипенко и старшего лейтенанта Марины Расковой (штурман) пересек воздушное пространство страны за 26 часов 29 минут, установив, как уже сказано, мировой рекорд дальности - 6450 километров. Перелет состоялся 24-25 сентября 1938 года. Тренировки проходили на Ходынском поле, напротив которого сейчас расположен дом Гризодубовой. Летели на самолете конструкции Павла Осиповича Сухого АНТ-37 "Родина". Это был самолет типа ДБ ---  дальний бомбардировщик, модернизированный, с автоматической уборкой шасси, имеющий еще ряд усовершенствований, которых не было на серийных машинах. Тренировались же на аналоге: их изготовили, кажется, три штуки. Надо сказать, кое-кому перелета не хотелось, существовал определенный настрой против самой идеи женского экипажа. Иногда летчицам, как выражалась Валентина Степановна, "подкладывали свинью" - выделяли для ночных тренировок самый большой самолет того времени ТБ-3 (они на нем никогда не летали, однако справились).
Вылетели утром 24 сентября в 8 часов 12 минут со Щелковского аэродрома. Над Уралом отказала радиосвязь. Валентина Степановна позже говорила, что это было не случайно: им неправильно дали частоты, на которых связь должна была вестись. Поскольку у Марины Расковой в астролюк вытянуло карты, при отсутствии связи сориентироваться оказалось невозможно. Гризодубова приняла единственно верное решение - взяла магнитный курс 90,упреждая на ветер, и старалась никуда не отклоняться.
Шли в облачности, снос определить не могли, тогдашние навигационные приборы не позволяли этого. Справа вдоль границы - Китай... Так они и летели от Байкала до Дальнего Востока. Вышли в район Шантарских островов, а не Хабаровска, как предполагалось, и только над океаном визуально определились: повернули почти на 180 градусов, пересекли линию побережья и летели до полной выработки топлива. Когда загорелась лампочка (осталось 30 минут полета), Гризодубова присмотрела место для посадки - происходило это в районе Амуро-Амгуньского междуречья. Так как Марина Раскова сидела в застекленной кабине в носовой части самолета, которая при посадке могла разбиться, Гризодубова приказала ей прыгать. Та с неохотой, но прыгнула. Раскову искали в тайге 9 суток. С запасом шоколада и с пистолетом она провела эти 9 суток в тайге, о чем есть книга "Жизненный путь Марины" ... А Гризодубова с Осипенко совершили блестящую посадку на поверхность замерзшего озера, так называемую гать, без шасси, практически не повредив самолет (были только слегка погнуты законцовки винтов), так что позже муж Гризодубовой, летчик-испытатель Соколов Виктор Александрович, прилетел и перегнал самолет в Москву. Знаменитым летчиком-испытателем Михаилом Михайловичем Громовым показанное Гризодубовой летное мастерство было расценено как наивысшее. Он вообще очень любил Гризодубову и в приветственной телеграмме ей к 75-летию назвал ее летчицей номер один...


10 дней поисков, за которыми следил весь мир, ознаменовались драматическими событиями. Умники от демпечати, стремящиеся всемерно очернить советский период истории России, и тут не унимаются, раздувая этот драматизм, чтобы дискредитировать великое достижение отечественной авиации, обвинить Гризодубову в трагическом исходе полёта двух поисковых самолетов по спасению экипажа "Родины, хотя она к этой трагедии не имела ни малейшего отношения.Произошло же следующее. Был запрет лететь из Москвы на ТБ-З комдиву Сорокину - тем не менее, он полетел. Не разрешали лететь и Бряндинскому, бывшему штурману В.Коккинаки, - а он полетел. И самолет Бряндинского при сближении обрубил пропеллером хвост ТБ-З, в котором летел комдив Сорокини парашютисты. Оба самолета разбились. Это произошло на глазах у летчиц и, естественно, омрачило радость спасения, но при чем здесь женский экипаж? Это было, увы, типичное авиационное разгильдяйство, которое существовало всегда...Однако, кому-то очень захотелось свалить все с больной головы на здоровую и тем самым представить перелет как авантюру, обошедшуюся слишком дорого. Да что говорить! Не минуло и месяца со дня смерти Валентины Степановны, как "Комсомольская правда" напечатала откровенно грязную статью о ней. Там были вот такие, например, перлы: Гризодубова, оказывается, "воевала в составе Вермахта и летала бомбить мирные города Европы; Гризодубова была лучшей подругой Шуленбурга и Риббентропа"...Кстати,посол Германии граф Шулленбрг,был казнён,так как участвовал в заговоре против Гитлера.
О том, где и как воевала Гризодубова, следует сегодня напомнить. Маршал Савицкий на одном из юбилейных ее вечеров показывал немецкий плакат с изображением горящих немецких городов и Гризодубовой, обламывающей свастику. Подпись гласила: "Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города". За ее голову была назначена крупная сумма. Она, повторяю, командовала полком дальней бомбардировочной авиации. Было три женских полка: - 46-й полк "Ночных ведьм"(как прозвали его фашисты) на ПО-2, полк истребителей майора Казариновой и полк, летавший на Пе-2 "Пешках". Но Гризодубова в них никогда не числилась. Здесь часто путают – и делают большую ошибку. Ее полк был чисто мужской. Он занимался бомбометанием в тыл противника и по постановлению Центрального Штаба партизанского движения осуществлял обеспечение партизанских отрядов Ковпака, Федорова, Бегмы и других и их связь с Большой землей (в частности, на Большую землю было вывезено более 4000 детей). Сталин сразу назначил командиром 101-го авиаполка Гризодубову, дав ей звание подполковника,закончила воевать в звании полковника
.

 С ней летали руководители партизанского движения и комсомола Белоруссии - Машеров, Зимянин и другие. Радистом у нее некоторое время летал Шауро, впоследствии заведующий отделом культуры ЦК КПСС...
Мало кто сейчас знает, что Валентина Степановна в свое время училась в Харьковской консерватории и была прекрасной пианисткой. Однажды, когда она играла по Интервидению, ее услышал директор Большого театра Муромцев и поразился. Она любила музицировать ночью. Иногда мы с ней часа в 3-4 утра садились играть. Она играла "Лунную сонату", вальсы, "Вечернюю серенаду" Шуберта, Прелюд Рахманинова... Дома у нее бывали далеко не только летчики, инженеры и техники. Приходили артисты, певцы, чтецы, священнослужители. Но летчики - статья особая, конечно. С ней до последнего дня дружили М.М.Громов, Г.Ф. Байдуков, К.К.Арцеулов. Тогда летчиков Героев Советского Союза, асов - можно было по пальцам пересчитать: Байдуков, Громов, Чкалов, Ляпидевский, Беляков, Гризодубова, Доронин, Слепнев, Леваневский... Какую-то касту они, конечно, составляли. Отношения складывались по-разному. Например, с Чкаловым они были непростыми. Известен характер Чкалова: не самого примерного поведения, скажем так, человек. А Валентина Степановна не терпела, когда мужчины при ней позволяли себе вольности. Однажды они ехали в ее машине по Садовому кольцу - Гризодубова, Спирин, тоже Герой Советского Союза, и Чкалов, который стал рассказывать анекдоты весьма вольного  содержания. Гризодубова предупредила - Чкалов продолжал. Тогда она остановила машину (у нее был, как помнится, "опель-кадет"), сказала шоферу, что дальше они никуда не поедут, ключ зажигания положила в карман, а Чкалова и Спирина попросила выйти. Они пустились в извинения, но Гризодубова была непреклонна. Пришлось им под проливным дождем возвращаться домой, где, как потом рассказывала жена Чкалова Ольга Эразмовна, летчики заперлись в кабинете и до утра не выходили...


Особым образом судьба свела Гризодубову и Сергея Павловича Королева. Они познакомились в Коктебеле в 20-х годах: Гризодубова ездила туда с отцом, в то время председателем секции планеризма Украины. Позже вспоминала: "Как дам ему (Сергею Королеву), когда он меня за косу дернул, так он в угол отлетел. Рука у меня была тяжелая..." Потом еще несколько раз они встречались. В 30-х годах Королев был одним из руководителей кружка ОСОВИАХИМа на Ходынском поле. Речь шла о приеме в кружок Гризодубовой, и Королев, выступая, сказал нечто вроде: "Баб нам не нужно". Через много-много лет Гризодубова спасла ему жизнь, вступившись за него, отправленного в 1939 году в лагерь на прииске Мальдяк под Магаданом. Именно Гризодубова и М.М.Громов спасли Королева.  После ее (вместе с Громовым) хлопот Королева перевели в ЦКБ-29 НКВД, в Туполевскую бригаду, затем в Казань, на должность Главного конструктора по летным испытаниям, а 24 июля 1944 года он был досрочно освобожден. По некоторым данным, Королева вывезли с прииска Мальдяк буквально за несколько часов до неминуемой гибели...

Вообще, Гризодубова была великая заступница всех несправедливо обиженных. Она получала огромное количество писем, среди которых попадались надписанные и так: "Москвa, Кремль, Сталину и Гризодубовой". К ней шли домой за помощью, и ее дверь всегда была открыта. Многие, уходя, опускались перед этой дверью на колени. Говаривали, что квартира Гризодубовой - это "филиал Верховного Совета СССР". В бумагах Гризодубовой есть папка, содержащая 4767 ее ходатайств за самых разных людей только с 1948 по 1951 год - по прокурорской линии, по судебной линии, по восстановлению в правах. Она говорила: "Самое трудное - не вытащить человека из тюрьмы, а восстановить его в правах: вернуть жилье, работу..." Конечно, ее слово, ее звонок значили много. Она была вхожа в высшие государственные круги, хорошо знала Молотова, Берию Ворошилова,Буденного - да практически всех! Бывала она и у Сталина, впечатления от этих встреч остались у нее весьма положительные. Виновником тогдашних злоупотреблений властью она считала Берию. Сталин к ней тоже относился хорошо, однако, борясь за своих летчиков, Гризодубова, по ее словам, никогда прямо к нему не обращалась. Был случай, когда она пригрозила Берии, что обратится к Сталину, если он не выпустит ее летчика из тюрьмы: "Пока я из вашего окна не увижу, как он садится в мою машину, - не уйду..." И угроза обратиться к Сталину подействовала...Такой была Валентина Степановна Гризодубова. Она, без сомнения, заслужила золотой памятник еще при жизни.