П Р О Е К Т
уникального альбома
 
" РОССИЯ – ФРАНЦИЯ. НАД  ПЛАНЕТОЙ  ЛЮДЕЙ ",
где представлены иллюстрации и фотографии покорителей неба – первых русских и французских воздухоплавателей, летчиков и космонавтов (XIX--XX в).
 

История авиации это увлекательнейшая и загадочная тема. Она полна тайн и необычайных событий. Особенно важно, что покорение воздушного океана отразило лучшие качества человека: любознательность, увлеченность, ум, изобретательность, самоотверженность и отвагу.
К сожалению, даже авиаторы нередко плохо знают историю авиации, а ведь в ней (как и в истории флота) отразились не только достижения ума и интеллекта, но и человеческого духа!
 
Исследуя исторические факты и события мы обнаружили, что между русскими и французами сложилось необыкновенное сотрудничество, начиная с воздухоплавания на аппаратах легче воздуха
 и кончая полетами в космическое пространство.
Еще в конце 18 века, когда зарождалось воздухоплавание в Европе и в небо поднялись первые воздушные шары братьев Монгольфье во Франции, русский посол князь Барятинский, сообщая императрице об этом, предсказал, что "сие изобретение совершит небывалые изменения в технике,
в военном деле, а кроме того и в обыденной жизни".
 
И оказался совершенно прав!
И хотя первыми в небо поднялись французы, вместе с иностранцами в 1803-1805 годах на воздушных шарах (впервые с научной целью) полетели русские - генерал Львов и академик Захаров...         
А вскоре в небо поднялась русская воздухоплавательница Ильинская в Москве. В России и Франции разрабатываются десятки воздухоплавательных аппаратов, проектов планеров и, наконец, аппаратов тяжелее воздуха -аэропланов. У французов прославились имена изобретателей Ле Бри, братьев Дю Тампль, Адера и других, а у русских остались в истории имена Телешова, Можайского, Лодыгина, Костовича и их современников... Бесценным оказался вклад ученых Ломоносова, Менделеева, Жуковского и их учеников.
 
Осмотре самолёта "Русский витязь" Николаем 1...    Авиаторы русской армии в Ливадии (Крым) вместе Государем  Императором.
Царь совершает смотр на летном поле. Такими были первые крылья авиации!...
 
Наконец, наступил XX век! Первый полет на самолете совершают, как известно, американцы-братья Райт, а  вслед за ними в Европе лидируют французы... Но уже в 1909 году во Франции проходят обучение и получают"брэве "(дипломы) русские авиаторы: Михаил Ефимов, Николай Попов и Владимир Лебедев, занесенные со своими коллегами-пилотами Франции  Фарманом, Фербером, де Ламбером и другими, в  знаменитую книгу Лассаля "Сто первых дипломированных пилотов мира"!..
А в Ницце, где блистал полетами на авиационных митингах (состязаниях) русский  Михаил Ефимов, -
была учреждена стипендия его имени в местной школе!..
 
Научившись полетам у французов, русские пилоты становились мировыми рекордсменами и покорили Европу своим искусством полета.
О событиях тех далеких лет рассказали телефильмы сериала "Крылья Отчизны", созданные по моему сценарию и отснятые
в небе  России, Франции и Болгарии, совместно: советским телевидением и французскими  коллегами телекомпании INA  в  1988-1989 г.г.  (см."Авиация м культура " в разделе "Воздухоплавание, авиация, космонавтика" ).                                               
Вместе нам удалось не только разыскать фото и киноматериалы эпохи начала авиации, но и очевидцев тех далеких событий. Мало того, посчастливилось подняться в небо на подлинных аэропланах начала ХХ века, которые восстановил и поднял в воздух замечательный французский лётчик
Ж. Салис, собравший уникальную коллекцию самолетов всех эпох авиации.
 
Так, по крупице, нам удалось воссоздать фрагменты истории пионеров-первопроходцев пятого океана в России и во Франции, пролететь точно по тем же маршрутам, на тех же скоростях и высотах, что и авиаторы в начале XX века. Удалось  обнаружить в архивах подлинные работы по авиации знаменитого русского пилота-новатора Евграфа Крутеня - ученика Петра Нестерова, встречаться с французами, лично знавшими Антуана де Сент-Экзюпери, на книгах которого воспитывается уже не одно поколение людей во всем мире и который позвал в небо тысячи  своих последователей...
 
Нам открылись двери архивов французской  Армии, военной авиации в Венсенском замке Парижа, где хранятся досье и первых русских пилотов, воевавших с союзниками - французскими лётчиками во время первой мировой войны и получившими высшие французские награды…
 
Таких традиций  сотрудничества и дружбы, как между русскими и французами в авиации, нет ни у кого в мире! Боевое братство с полком "Нормандия-Неман", полеты  Ю.Гарнаева и В.Колошенко на вертолетах при тушении пожаров на юге Франции, наконец, сотрудничество французского ученого Ришара с академиком Королевым С.П. в 20-х годах , увенчавшееся в ХХ веке полетом в Космос французского пилота 
Ж.Лу-Кретьена в составе экипажа русского лётчика-космонавта  В.Джанибекова
  на советском корабле "Союз"!...
(Между прочим, кто знает, что изобретение электролёта Лодыгина - того самого, кто изобрел лампочку накаливания - финансировалось министром правительства Франции во 2-й половине 19 века?).
 
Так что есть о чём помнить и чем гордиться!..
 
" Главное,- говорил Сент-Экзюпери,- не радости ремесла, не трудности и опасности, а взгляд на мир, до которого они возвышают!"
 
Кино и телевидение искусство динамичное, взгляд не успевает рассмотреть детали и подробности конструкции, окружающую обстановку и лица людей.  
 
Фотографии позволяют увидеть, запомнить и впоследствии осмыслить увиденное, вернуться назад, и спустя годы и десятилетия показать всё это своим детям и внукам. Чтобы сохранялись традиции!..
                                                                                          
 Москва-Париж                                                                                  Мстислав ЛИСТОВ
                                                                                                                                       автор проекта, летчик-испытатель, киносценарист